Здоровье в розницу дорожает - СТРАХОВАНИЕ - №22 (208) 11 июня - 17
июня 2007 - Архив - Финанс.
Здоровье в розницу дорожает
Полис. Услуги добровольного медицинского
страхования продолжают дорожать. Чтобы развивать бизнес, компании
сосредотачиваются в узких сегментах или выбирают нестандартные каналы
продаж.
Ксения Леонова
На фоне
корпоративного ДМС розничное медицинское страхование не может
похвастать большими оборотами. По оценкам аналитиков «Ингосстраха», объем
премии по рынку в прошлом году составил чуть больше 4 млрд. рублей, увеличившись
по сравнению с 2005 годом на 20%. Рост есть, но бурным его не назовешь. В
портфелях страховщиков розничное ДМС занимает скромное место. Вот данные по
крупнейшим операторам, контролирующим более трети рынка. Компания «Согаз»
получила по договорам с гражданами 5,3% от общих сборов по добровольному
медстрахованию, «Росно» – 6%, «Ингосстрах» – 1%. В «Ресо-гарантию» «с
улицы» пришли менее 3% от численности застрахованных по ДМС.
«Здоровье» подкачало. Компаниям выгоднее работать с
корпоративными клиентами – их риски равномерно распределяются между сотрудниками
страхователя. А частный клиент приходит обычно тогда, когда уже чувствует себя
нездоровым, соответственно, его обслуживание обходится дороже. Именно поэтому
тарифы для него в среднем в полтора раза выше, чем для корпоративного
страхователя.
Кроме того, сказывается дефицит лечебно-профилактических учреждений. На рынке
не так много хороших поликлиник и больниц, и те, что есть, завышают цены на свои
услуги. Пару лет назад страховщики пытались обвинить их в сговоре, но безуспешно
– у врачей нашлись ответные претензии. В результате сейчас многие компании
активно скупают или строят собственные клиники – преимущественно в крупных
городах. По данным аналитиков «Ресо-гарантии», стоимость медуслуг в Москве и
Санкт-Петербурге самая высокая. Если взять ее за 100%, то в Екатеринбурге,
Красноярске, Новосибирске, Самаре и Ярославле она составит примерно 83%. В
других регионах – не более 62%.
Еще один фактор, играющий против ДМС, – это, как ни странно, реализация
национального проекта «Здоровье». «Государственные медучреждения увеличивают
зарплаты врачам за счет федерального финансирования, а вот коммерческие
клиники для того, чтобы удержать своих специалистов, вынуждены увеличивать
собственные расходы. Все это влияет на цену их услуг», – констатирует начальник
управления андеррайтинга по ДМС группы «Уралсиб» Мария Барсова. Так или иначе,
но полисы ДМС подорожали в течение года на 15–20%.
Дети и будущие родители. Добровольное медицинское
страхование в России изначально было лишь дополнением к обязательному. Но
правила игры меняются. Каждый раздраженный стоянием в длинных очередях,
обескураженный хамством врачей и испуганный показаниями еще советского
оборудования в районной поликлинике – потенциальный клиент страховой компании.
Остается только убедить этих людей отдать деньги страховщикам. Но не все так
просто. «Кто сегодня может купить страховку? Человек с определенным уровнем
доходов. Как правило, работа, которая приносит такие деньги, предусматривает
наличие соцпакета с полисом ДМС, – рассуждает начальник отдела центра личного
страхования «Росно» Нина Егоркина. – Мы проводили для себя исследование.
Выяснилось, что в 80% случаев в семье потенциальных клиентов хотя бы у одного из
родителей есть полис ДМС».
Нина Егоркина неспроста произнесла слово «родители». Сегодня целевую
аудиторию розничного медицинского страхования формируют именно они. Речь идет
либо о полисе для детей дошкольного возраста, либо о программах сопровождения
беременности. «В среднем полис для детишек стоит от 25 до 45 тыс. рублей, а для
будущих мам – 12–25 тыс.», – говорит заместитель гендиректора компании ЖАСО
Николай Лукашов. У лидеров с хорошо налаженными каналами продаж цены несколько
выше (см. таблицу).
ДМС по картам оплаты. Кому продавать, – выяснили, а теперь о
том, – как. У «Росно» примерно 40% полисов, реализованных частным лицам,
предназначены для детей. Вероятно, отчасти такая структура медицинского портфеля
объясняется участием в столичной программе «Расти здоровым, малыш!» В рамках
этой акции при выписке из роддома мама получает подарочный набор с образцами
продукции компаний-участниц. В том числе с буклетом «Росно». В Москве ежемесячно
распространяется более 7 тыс. экземпляров рекламных материалов, бьющих в самую
что ни на есть целевую аудиторию.
Нетривиальный подход избрала для себя московская компания «Полис-гарант»,
которая решила распространять «коробочное» ДМС через аптечную сеть «36,6».
Продукт, стоящий сравнительно дешево, весьма прост в использовании. Чтобы
активировать полис, нужно лишь позвонить в компанию и назвать оператору
секретный код, указанный на карте ДМС. Впрочем, как отмечает Николай Лукашов, у
типового «конвейерного» медицинского полиса есть одна большая проблема – он
не способен в полной мере удовлетворить клиента, запросы которого всегда
индивидуальны. А это априори должно повлиять на объемы продаж.
А в «Уралсибе» решили привязать розничное медицинское страхование к
корпоративному. Помогло. В ДМС-портфеле страховщика розница составляет
порядка 15%. Хитрость заключается в том, что две трети клиентов «с улицы» – это
родственники тех, кто застрахован в рамках корпоративных программ. Для них
предусмотрены льготные тарифы.
ПОСЛАБЛЕНИЕ: Россияне привыкли к льготам, но не налоговым
С 1 января 2007 года начали действовать налоговые вычеты на расходы по приобретению
полисов ДМС.
Таким образом, граждане фактически могут вернуть себе 13% от стоимости полиса
в пределах 50 тыс. рублей. При этом достаточно будет предоставить налоговой
инспекции копию договора страхования и платежный документ, подтверждающий уплату
премии. Владелец сайта http://socnalog.ru/
Филипп Кабин призывает страхователей сохранять чеки и
квитанции об оплате страховых услуг. По его мнению, пик вопросов по
налогообложению клиентов ДМС придется на январь-апрель 2008 года, когда граждане
потянутся в налоговую инспекцию за вычетом.
Впрочем, страховщики не уверены, что это послабление серьезно подстегнет
развитие розничного ДМС. «Во-первых, большинство людей не знают о существующей
возможности – программа действует без соответствующего информационного
сопровождения. Во-вторых, при стоимости полиса в 50 тыс. рублей вернуть удастся
только 6,5 тыс. Ради этих денег далеко не все готовы стоять часами в очередях в
инспекцию», – говорит Мария Барсова. Схожего мнения придерживается и начальник
аналитического отдела компании «Ингосстрах» Илья Богданов: «Льгота по налогу на
доходы физических лиц в виде вычета на сумму страховых взносов по ДМС либо еще
«не дошла» до потребителя, либо по своему весу оказалась значительно «легче»
стоимости полиса ДМС».
Стоимость услуг некоторых компаний
Страховая компания |
Программа по ведению беременности, тыс. руб. |
ДМС для детей до года, тыс. руб. |
Капиталъ Страхование |
39–91 |
8–78 |
Макс |
17–70 |
6–90 |
Ресо-гарантия |
47 |
39 |
Росно |
От 20 |
В среднем 40 |
Уралсиб |
25–65 |
25–60 |
По данным компаний
Лидеры добровольного медицинского страхования в 2006 году
№ |
Компания |
Страховая премия, млн руб. |
Страховые выплаты, млн руб. |
Соотношение выплат и сборов |
Средняя премия по договору, руб. |
2 |
Росно** |
5 905 |
2 945 |
50% |
4 870 |
3 |
ЖАСО |
4 555 |
4 012 |
88% |
60 472 |
4 |
Ингосстрах* |
2 639 |
1 989 |
75% |
39 848 |
5 |
Ресо-гарантия |
1 795 |
1 205 |
67% |
47 526 |
6 |
Росгосстрах* |
1 696 |
1 286 |
76% |
4 647 |
7 |
Ренессанс-страхование* |
1 040 |
129 |
12% |
145 430 |
8 |
Капиталъ Страхование* |
1 015 |
691 |
68% |
|
9 |
Сургутнефтегаз* |
1 003 |
924 |
92% |
45 880 |
10 |
Макс* |
974 |
878 |
90% |
10 404 |
11 |
Уралсиб* |
964 |
807 |
84% |
10 386 |
12 |
Энергогарант* |
896 |
535 |
60% |
58 335 |
13 |
Шексна* |
862 |
702 |
82% |
308 326 |
14 |
АльфаСтрахование* |
713 |
561 |
79% |
38 050 |
15 |
Прогресс-гарант* |
698 |
610 |
87% |
13 697 |
16 |
Военно-страховая компания |
672 |
485 |
72% |
6 313 |
17 |
Югория* |
607 |
380 |
63% |
38 201 |
18 |
Чулпан* |
515 |
429 |
83% |
413 228 |
19 |
Русский мир*** |
512 |
205 |
40% |
54 785 |
20 |
Россия |
447 |
334 |
75% |
11249 |
* Данные по группе компаний.
** Данные по группе компаний, включая
«Медэкспресс».
*** Данные по группе компаний, включая «Веста».
© Финанс 2002-2006. Материалы, предоставленные журналом «Финанс.»,
являются его интеллектуальной собственностью и охраняются российским
законодательством об авторском праве и средствах массовой информации. Любое
копирование, тиражирование, распространение, или любое иное использование
редакционных материалов журнала возможно только с предварительного разрешения
правообладателей. Ссылка на издание обязательна. Для электронных СМИ -
гиперссылка.
Адрес редакции: 127015, Москва, Большая Новодмитровская
ул., д.23, стр.5, тел.:
+7 (495)
788-53-10